Рекомендации психолога старшеклассникам: Подготовка к ЕГЭ.Как действовать на ЕГЭ
Прохождение экзаменов — серьезное испытание не только для ученика, но и для всей его семьи. Очень важно ставить конструктивные цели и оставаться в благополучных эмоциональных отношениях, чтобы не создать дополнительных препятствий для старшеклассников. Предлагаем вашему вниманию памятки по подготовке к ЕГЭ, предназначенные ученикам и их родителям. По вопросам психологической поддержки в период подготовки и прохождения экзаменов вы можете обратиться к психологам школы.
Конечно, ЕГЭ требует от тебя эмоциональной устойчивости. Чтобы правильно распределить время и успешно справиться с процедурой ЕГЭ, помни такие правила:
- На ЕГЭ ты выполняешь такие же задания, как много раз делал(а) в школе. Ты это умеешь. Главное – сосредоточься на деле.
- Выспись накануне.
- Когда сядешь за парту, постарайся устроиться максимально удобно. Мысленно скажи себе подбадривающие слова. Например: «Я это умею. Я справлюсь».
- Внимательно читай задания. Дочитывай задание до конца. Дочитав, еще раз прочитай, что спрашивается: очень важно правильно понять вопрос.
- Начинай работу с самых простых для тебя заданий. Выполни сначала то, что можешь сделать быстро.
- Если есть какой-то тип заданий, которые ты не умеешь делать, не трать на них время. Ты наберешь баллы на тех заданиях, которые тебе понятны.
- Действуй в таком темпе, как ты привык(ла) на уроках. Не торопи себя, но и не задерживайся слишком долго на одном задании. Если ты чувствуешь, что выполнить задание не получается, переходи к следующему. Лучше вернешься к несделанному тогда, когда остальное будет выполнено.
- Когда доделаешь работу, отдохни 1 – 2 минуты и проверь себя. Сначала проверь себя, двигаясь с конца бланка к началу (в обратном порядке по сравнению с тем, как ты выполнял задания). Это связано с тем, что внимание похоже на физическую силу: оно истощается по мере выполнения дела. Поэтому, начиная проверку, начни с последних заданий – там твое внимание могло снизиться.
Если у тебя нет проблем с успеваемостью
Если ты учишься успешно, это говорит о том, что ты умеешь правильно пользоваться своими способностями. Это очень важный навык. Обрати внимание на несколько советов, они могут помочь тебе проявить себя на ЕГЭ максимально хорошо:
- Создавай вокруг себя среду, которая поможет тебе поддерживать высокий уровень знаний. Читай дополнительные источники по предмету, по которому будешь сдавать ЕГЭ. Активно работай на уроках. Отвечая, давай развернутый ответ, используй научные термины, приводи аргументацию, по возможности называй тип задания, которое ты выполняешь. Время от времени смотри свои тетради за прошлые годы обучения. Принимай участие в олимпиадах и проектной работе – даже если ты не займешь призовые места, это на пользу твоим знаниям и твоему портфолио.
- Попроси учителей рассказать, какие ошибки чаще всего допускают на ЕГЭ по тем предметам, которые ты сдаешь. Потренируйся, выполняя задания этих типов.
- Используй пробные экзамены как источник знаний о самом себе. Обрати внимание на то, что тебе было легко и на то, какие ошибки ты допустил(а). Попробуй понять причину ошибок: это незнание (и тогда у тебя еще есть время позаниматься) или эмоции (спешка, волнение, неспособность переключиться с одного задания на другое). Если тебе помешали эмоции, тренируй свою способность справляться с экзаменационным стрессом: как можно чаще отвечай на тех уроках, где испытываешь тревогу или где у тебя самые строгие учителя, выполняй учебные тесты в интернете за короткое время, осваивай навыки преодоления волнения (памятка «Как справиться с волнением на ЕГЭ»).
- Постарайся несколько раз пройти пробные ЕГЭ – их организует не только школа, но и другие образовательные учреждения. Это поможет тебе быть готовым к реальному экзамену.
Если у тебя есть проблемы с успеваемостью
Плохие оценки не означают, что ты глупый человек. Скорее всего, они говорят о том, что когда-то ты упустил(а) часть школьной программы, что сказывается до сих пор, или у тебя есть какие-то эмоциональные сложности, влияющие на учебу. Чтобы успешно справиться с ЕГЭ, обрати внимание на такие правила:
- С сегодняшнего дня начинай заниматься.
- Сократи до минимума, а лучше вообще откажись от похитителей времени: социальных сетей, блуждания по интернету, видеоигр, телевизора.
- Выбери, на каких заданиях по каждому учебному предмету тебе сосредоточиться. Если у тебя большие пробелы в знаниях, не пытайся освоить весь материал, а научись выполнять те темы, которые точно будут на ЕГЭ. Например, на математике это вычисления и преобразования и квадратные уравнения, на русском языке части речи, правила пунктуации. Если не можешь определиться с выбором сам(а), спроси у учителей, они могут дать правильные советы.
- Занимайся ежедневно, выполняя хотя бы 2 – 3 задания выбранных типов по каждому предмету из тех, по которым будешь сдавать ЕГЭ.
- Делай задания по образцу. Например, на уроках записывай все, что пишут на доске, пытайся сам(а) сделать такое же задание. Посмотри разбор заданий ЕГЭ нужного типа в интернете или в пособии, попробуй сделать это же задание сам(а) по памяти. Выполни еще 2 – 3 похожих задания.
- Используй прием «Три раза»: выполни одно и то же задание (например, реши одно и то же уравнение) три раза в день. Время между первым и вторым, вторым и третьим разом может быть любое, на твое усмотрение.
- Старайся добиться хотя бы небольших успехов в учебе по сравнению с тем уровнем, который есть у тебя сейчас.
- Если твои друзья не поддерживают твое желание заниматься, не обсуждай это с ними и не пытайся их переубедить. Главное – помоги себе сдать ЕГЭ.
- Прочитай раздел про приемы быстрого освоения материала.
Приемы быстрого освоения материала
- «Три предложения»: в конце каждого урока мысленно повтори его содержание в трех предложениях – это самый быстрый способ улучшить свои знания и успеваемость, запоминать и понимать учебный материал.
- «Пять П»: если тебе надо запомнить и проанализировать большой текст, используй пять шагов, название каждого шага начинается на букву П:
- 1 П – прочитай текст
2 П – придумай к нему вопросы
3 П – подчеркни самые важные слова
4 П – перескажи текст, опираясь на подчеркнутые слова
5 П – прочитай текст второй раз, проверь себя - Опора на ведущий тип восприятия информации: сделай маленький тест (дальше). Если твой ведущий тип восприятия – зрение, то как можно чаще смотри на учебный материал, просматривай учебник, повесь на виду листы с записанными главными формулами, понятиями, правилами и исключениями из правил, рисуй схемы, а вспоминая материал, пытайся увидеть его перед глазами. Если ведущий тип восприятия – слух, как можно чаще проговаривай учебный материал, записывай и читай вслух и про себя основные понятия, формулы, правила и исключения из правил, надиктуй на диктофон материал, который трудно запоминаешь, и время от времени слушай его, а вспоминая материал, пытайся назвать все, что ты слышал и говорил по этой теме. Если ведущий тип восприятия - осязание, то как можно больше заданий делай на практике, изготавливай собственные памятки и схемы, пиши на воздухе понятия, формулы, правила и исключения из правил и произноси их, двигаясь, а вспоминая материал, пытайся воспроизвести то, что ты уже делал с подобными заданиями.
- Использование вопросов: задавай себе вопросы по изученному и отвечай на них. Старайся ответить кратко и ясно.
- Двигайся от общего к частному: сначала повтори основные понятия, идеи и правила, потом добавь детали и исключения, потом конкретные примеры.
Мини-тест на ведущий тип восприятия
Выбери только один вариант из предложенных.
Представь, что тебе пришло смс. Что ты представил(а)?
А) экран телефона, на котором высветилось сообщение
Б) ты слышишь звуковое оповещение о сообщении
В) ты держишь в руках телефон
Изобрази кошку. Как ты это сделаешь?
А) нарисуешь кошку
Б) помяукаешь или замурлычешь
В) изобразить, как кошка двигается
Какая твоя первая ассоциация со словом «гроза»?
А) темные тучи, прозрачные капли дождя, сверкающие молнии
Б) шум дождя, грохот грома
В) сырость, мокро, свежо
Представь дискотеку. Что ты представил(а)?
А) яркие танцующие люди, полумрак, особенное освещение
Б) громкая ритмичная музыка
В) ты двигаешься, танцуешь, у тебя хорошее настроение
Какие слова ты сказал(а) бы о море тому, кто еще не видел моря?
А) оно сине-зеленое, с одного его берега не виден другой
Б) море шумит, это звук успокаивающий и приятный
В) море теплое, можно качаться на волнах, там другие запахи
Посчитай, сколько у тебя ответов А, Б и В.
Если у тебя больше ответов А, твой главный канал восприятия – зрение
Если у тебя больше ответов Б, твой главный канал восприятия – слух
Если у тебя больше ответов В, твой главный канал восприятия – осязание
Учитывай свой ведущий тип восприятия, когда готовишься к экзаменам – это поможет тебе более эффективно запоминать и понимать материал.