Басни мы любим читать с самого детства, а вот писать их начинаем тогда, когда наши нравственные ценности уже во многом сформированы и нам есть о чём сказать, как указать на недостатки и пороки. Наши шестикласснки – удивительные моралисты!
Андреева А. Ю.,
преподаватель словесности
Басня есть мораль в действии. Тот мир, который мы
находим в басне, есть некоторым образом чистое зеркало,
в котором отображается мир человеческий. Басня есть нравственный
урок, который с помощью скотов и вещей неодушевлённых, даёте вы человеку.
В.А.Жуковский
Орловская София. 6 – Б класс
Волк, Гусь и Свинья
Жили-были лучшие друзья:
Серый волк и пухлая Свинья.
Как-то раз Свинья Гуся поутру
Повстречала – и совсем не мудро
Позабыла про порядок строгий-
Очень Гусь красивый был и гордый.
Познакомиться Свинья с Гусем решила.
Ну, а Волку, другу, заявила:
«Друг ты, разумеется, хороший,
Но мой Гусь и чистый, и пригожий».
Волку было больно и обидно,
А Свинье нисколечко стыдно.
Но, увы, Гусыню Гусь приметил,
В толстой Свинке всё не лучшее отметил:
«Ты, конечно как подруга хороша,
Дорогая моя Свинушка-душа.
Но Гусыня и опрятна, и стройна.
Со Свиньёю Гусь, как знаешь, не друзья».
Вот тогда Свинья и осознала,
Как же с Волком она плохо поступала.
К Волку поспешила повиниться,
Стали жить они, как в сказках говорится.
А мораль стара, как мысли вслух:
«Старый друг дороже новых двух».
Чеканова Вероника, 6 – Б класс
Самоуверенная Лягушка и Заяц
Лягушка как-то Зайца повстречала
И разговор с ним быстро завязала.
О том, о сём и что там на болоте,
И потихоньку всё свела к своей заботе
О том, кто прыгать нынче чемпион,
Кому б медалей выдать миллион.
«Я лучшая прыгунья! - слышны вскрики.
-Смогу я перепрыгнуть куст брусники!
В лесу меня нет лучше прыгунов!
Я помню, победила даже львов
В лесном чемпионате по прыжкам,
Лев выдохся, а я всем фору дам.
Сразись, прошу, со мною, Зайка серый,
Со мной, прыгуньей самой-самой первой!»
Ответил Заяц: «Хорошо. Согласен.
Тем более – твой вызов громогласен».
А сам подумал: «Можно потягаться,
А после над тобою посмеяться».
Решили прыгать в высоту, бежать на скорость.
Лягушка прыгнула, рванулась, вскоре бодрость
Иссякла. На последнем издыхании
Ползёт лягушка, словно на заклание.
А заяц, отдохнув, прижавши уши,
Подпрыгнул, но, увы: не видно вруши,
Лишь кожа от лягушки распласталась -
И это всё, что от лягушки той осталось.
Самоуверенность – причина многих бед,
Но у зазнаек никогда сомнений нет.
Когда ж зазнайство достигает потолка,
Удар о потолок – подобие звонка,
Что звон сильнее у порожнего горшка.
Калашникова Арина, 6 – А класс
Художник и «ценители»
Однажды Зайца потянуло творчество,
Решил проверить он своё художество.
Он кисти приобрёл, мольберт – и вот
Составил на столе он натюрморт.
В порыве вдохновенья лёг штришок,
Легка рука и цвет подобранный глубок.
Когда же дописал он свой этюд,
Решил на выставку отправить первый труд.
Лесные жители, как дикие в рецензиях,
Бесцеремонные в своих претензиях:
И рыкали, и гавкали, и мявкали,
И донимали и советами, и вставками.
«Сюда б добавить мёду и малину»,-
Басил Медведь, солидно выгнув спину.
Лиса протявкала, что не хватает курицы.
«Здесь нет зерна!» - влетела Клушка с улицы.
Мораль: на всех не угодишь, художник!
Ты мнения просеивай построже.
И знай: у каждого свой вкус и цвет,
А ты перед собой держи ответ!
Самохвалова Мария, 6 – Б класс
Петух и Лиса
Люди бывают коварными, злыми,
Будь осторожней с приманкой, с чужими.
Слушай советы родных и любимых,
Дальше гони от себя подхалимов!
Жили на заднем дворе, на приволье,
Птицы. Для счастья всего им довольно.
Важный Петух да наседка с цыплятами
Жили прекрасно, смирились с зарплатами.
Петя, Петух, был высокий, красивый,
Хвост, словно веер, и голос крикливый,
Громкий, высокий, немного кичливый.
Только вот курица… Та простовата,
Хоть белопёра, мягка, словно вата.
Ну а цыплята малы да пушисты,
Прелесть! Однако по правде – поди ж ты!-
Деткам отцовской любви не хватает,
Вечно отец во дворе щеголяет…
Раз как-то утром, прекрасным, росистым,
Мимо - Лиса (Лисы очень речисты!)
И говорит: «Чьи такие цыплята?
Слюнки текут!» (Ох, Лиса хитровата!)
Гордо Петух ей: «Мои это детки!»
Только цыплятки прильнули к наседке…
Лисонька льстит: «Сразу видно – в папашу!»
Петя поплыл, словно манная каша…
Лисонька молвит: «А хочешь на волю?
Курицы пусть восхитятся тобою!»
Гордый Петух соблазнился соседками:
«Мне надоели беседы с наседками!»
Чувствует курица что-то неладное,
Шепчет: «Мой милый, враньё больно складное!
Это подстава. Сиротки останутся».
Страсти у Пети сильней разгораются:
Хвост распушил - мол, к чему опасения!-
Через забор он махнул без сомнения-
Прямо на лапы Лисицы когтистые:
Дальше - Лиса через чащи лесистые
С Петей на ужин! – делишки обычные…
Много на свете глупцов, но красивых,
Как Петухов, эгоистов спесивых.
Помни про верность, про долг, про детишек,
Чтоб не остаться без дна, без покрышек.
Ленская София, 6 – А класс
Самовлюблённый Осёл
Бывало? Вам встречались
Влюблённые в себя?
Они совсем зазнались.
Конечно, это зря.
Осёл сидел под деревом
И думал о своём.
Он нюхал запах клевера
И мнил, что он король.
Осёл был очень вредный,
Любил только себя,
Характер очень скверный,
Всех унижал всегда.
И как-то к нему в гости
Пришла тётя Сова,
Жила она без злости,
Всегда была скромна.
Сова всем помогала,
Не знала слова «нет»,
Всегда всё успевала,
Давала всем совет.
Она жалела вредных,
Стремилась им помочь,
Задиристость и скверность,
Прогнать из мыслей прочь.
«Осёл, - она сказала,
-Порадуй ты всех нас,
Талант свой «величавый»
Поведай нам сейчас».
Осёл в недоумении
Сказать лишь смог: «И-а…»,
Что явно проявление
Сей скудости ума.
И если вдруг послышится
Ослиное «ияканье»,
Знай: тень ушей колышется,
Ушей ослиных(!) бряканье.
Марина Анастасия, 6 – Б класс
Львица и Змея
Однажды в жаркий день воды напиться
Пришла на водопой младая львица
И, встретивши змею, давай пред ней хвалиться:
«Я всех умней. Я всех свирепей, всех быстрей!
Проворней, грациозней и сильней.
А ты! Убогое создание, без клыков,
Без лап, без кисточки хвоста и без усов,
А возле глаз – подобие рогов…
Как можно?! Твоё шипенье слушать сложно»,-
Рычала Львица так неосторожно…
«Ты не скажи, - змея ей отвечала, -
Я в силах повалить тебя хотя бы для начала».
«Попробуй!» - Львица и задира отвечала,
Но не успела даже удивиться Львица,
Как извилась Змея, впила свои клычища.
Глаза потухли у заносчивой хвастуши,
И тело сильное свалилось мёртвой тушей.
Так не суди по росту и сложению.
К противнику яви ты уважение!
Исмаков Кирилл, 6 – Б класс
Петух и Осёл
Однажды жарким летним днём
Петух зазнавшийся с Ослом
Вели беседу под столом.
И франт Петух перед Ослом
Вертит раскидистым хвостом,
Блестит вовсю своим нарядом,
Как перед праздничным парадом.
«Я краше всех, мол, и цветней,
Походкой важной всех видней,
Дивится мне, мол, даже Бог-
И что же: есть в этом порок?
Коли дано мне оперенье,
Его ношу я без смущенья,
И во всё горло я кричу,
Зарёй и утром я верчу,
Чтобы народец разбудить,
Своей красою подивить»,-
Так напевал Петух Ослу.
Тот молча созерцал осу
Сквозь шелест слушал болтуна,
Но видел в нём лишь хвастуна,
Что смотрит слишком свысока,
Гордыня, глупость велика.
Терпенье свойственно Ослу,
Он «оценил» сию «красу»,
Не спорил и не возражал,
Он наблюдал и размышлял:
«Какая это чепуха!
Павлин ведь краше Петуха…»
Мартиросова Светлана, 6 – Б класс
Ослик и Соловей
Однажды добрый Ослик увидел Соловья:
А птичку выгоняют, оставив без жилья.
Осёл, увидев горе, решил помочь ему:
-Узнав, что ты без дома, я ночью не засну.
Приму тебя пожить я, меня не затруднишь.
А тот, поднявши клювик, надменно говорит:
-Оставь меня, тупица! Мне помощь не нужна,
Особенно такого огромного Осла!
Надеюсь в тот же случай
Не попадёте вы,
Когда, нуждаясь в друге,
Другие с вами злы.
Пан Ангелина, 6 – А класс
Волк и Ягнёнок
В прекрасный летний день на водопой
Ягнёнок вышел. Был хорош собой.
Перед глотком взглянул на водное течение
Да вдруг залюбовался отражением.
- Вот это да! Ну как же я красив!-
Воскликнул он, от восхищения застыв.
От водопоя взгляд не отрывая,
Себе стихи и оды посвящая.
Вертясь и прыгая, и весело смеясь,
Провёл он тот совсем недобрый час.
Он про себя самодовольно отмечал:
«Ягнёнка лучше сроду не встречал!»
Но Волка бестолковый не приметил.
-Сейчас узнаем, ты ль вкуснее всех на свете?
И так ли ты действительно хорош?-
Злодея голос бросил кроху в дрожь.
Но часом позже Волк же отмечал,
Когда в тени он сытый отдыхал,
Что возгласы пустым остались блеяньем
И мясо постное не лучше, чем оленье.
Вот вам мораль: любуйтесь на себя
Так долго, сколько захотите,
Но очень я прошу вас, господа:
Злодея в грёзах вы не упустите.
Кузнецова Анастасия, 6 – А класс
Зазнайка
Однажды зазнайка Гусак
Пошёл на охоту по солнышку,
И там он попал впросак.
Когда выбирал себе жёнушку.
Сейчас расскажу вам, как было:
Пришел он на сватовство,
К Гусачке подплыл он милой,
Сказал ей подобье того:
«Любуйся, смотри же, какой я:
Как нежен и бел мой пух,
У всех на виду, пристойный,
Мой голос ласкает слух.
Испачкаюсь я – умоюсь,
И стану лишь краше я.
О внешности не беспокоюсь:
Нет пары, достойной меня!
Конечно, ты мне не пара,
Но ладно – возьму я тебя:
Ты, кажется мне, не старая
И будешь супругу верна.
В мгновенье Гусыня белая
И нежная, как цветок,
Вдруг стала, как свёкла спелая,
Взъерошилась в злой клубок:
«Ты наглый, как свин запущенный,
Как мог ты такое сказать!?
Возможность твоя упущена:
Гусынь тебе не видать!»
Такого Гусак не слыхивал,
Подобного не ожидал,
Поник он крылом опущенным
И носом к воде припал.
Мораль? А таким заносчивым
Мужчинам, задравшим свой нос,
Сказать надо правду попроще бы:
«Зазнайка хорош, да цена ему грош».
Родригес Цао Исабель, 6 – А класс
Лев и Мышь
Льва держат в клетке зоопарка,
А Мышь сидит у в норе у парка.
Приходит Мышь и задирает:
На воле, мол, она гуляет.
Пищит и дерзко продолжает:
«На Льва-царя презрительно взираю.
Свободная, я пленных презираю».
Тот игнорирует, не хочет отвечать
И на таких существ вниманье обращать.
Высокомерие пытаясь отстранять.
Так, видим, в клетке царское величие
Не покидает – в этом гордое отличие!-
Даже пленённых, гордых, уважаемых,
И отметёт высокомерных, презираемых.
Матякубова Мирра, 6 – А класс
Лебедь и Свинья
Так часто случается: злость и надменность
Подчас прорастёт там, где мудрость, степенность.
Однажды случилось такое событие
(Я думаю, многим совсем не открытие):
Столкнулись раз Лебедь и Свинтус в проходе.
Свинья разлеглась поперёк всей дороги.
И не протолкнуться ни людям, ни зверю.
Вес туши свиной я нахальностью мерю.
Подходит к ней Лебедь и вежливо очень
Попросит сместиться – ведь путь, между прочим.
Свинья же наглеет, мол, лужа её-
И пусть стороною обходит зверьё.
«Ну что ж, - отвечает ей Лебедь смиренно,-
Лежи, зарастёшь скоро грязью, наверное».
И вверх – пролетел через тушу Свиньи,
А новый проход и другие нашли.
Свинья же назло, наслаждаясь победою,
Лежала колодой, проблемы не ведая.
По новой тропе ходит много народу,
Свинья всё лежит, прирастая к проходу.
Осталась лежать до скончания дней,
От наглости, грязи страшней всё и злей.
Семёнова Саломия, 6- Б класс
Павлин и Воробушек
Проснулся Воробей поутру
И полетел на птичий двор,
Чтоб пообщаться с птицей мудрой,
Затеять добрый разговор.
И тут увидел: хвост красивый
На солнце радугой горит!
То, говорят, Павлин спесивый,
Ему наряд принадлежит.
К нему Воробушек поближе-
Павлин грудь выдул колесом,
От возмущения колышет
Короной перья надо лбом.
«Чего забыл ты тут, писклявый?»-
Спросил его гордец, пыхтя,
Сей неуживчивый, нахальный,
С осанкой злого короля.
«Ваш хвост глядится очень чудно,-
Раздался голос Воробья.-
Но жить-то Вам с таким не трудно?
О Вас же беспокоюсь я».
«Нет, мне ничуть, ничуть не сложно,
Хвостом, короной я король!
И мне не нужен друг ничтожный,
Ты преклоняться мне изволь!»
Но тут, к несчастью для Павлина,-
Собака злая, шерсть столбом,
Схватила, выгибая спину,
За хвост и выдрала пучком.
Воробушек, свидетель схватки,
Поделать ничего не смог
И не хотел: знакомый гадкий
Не друг его, и риск не в прок.
О том, дарованном природой,
Ты лучше не пускайся в крик.
Имей друзей, живи с народом:
Остаться голым можешь вмиг.
Герасимова Вероника, 6 – Б класс
Законодательница Ласка
Однажды возгордилась Ласка.
Сказалась хищная закваска.
Так жажда власти обуяла,
Что все законы поменяла.
Собрав зверей, провозгласила:
Её закон вступает в силу.
Бобру приказано отныне
Уйти подальше от плотины.
Её деревья и вода!
Бобрам нет места у пруда.
Законы вечные порушив,
Любивших воду гонит к суше…
«Я запрещаю спать медведю
Зимой. Сон долгий очень вреден»,-
Шипела эта коротышка,
Мечтая о берлоге мишки.
А Волку… Чтобы был готов
Есть исключительно Дроздов,
Чтоб те, горластые, не пели,
Когда она лежит в постели.
А Филину велит: «Моё…»
Но Филин перебил её:
«Что расчирикалась, зверушка?
Пугай своих мышей, лягушек!
Мы звери дикие, лесные.
Законы рушить вековые
Не станет ни один из умных,
Избавь нас от идей безумных!
Бобры не станут погибать,
Твои капризы исполнять.
Медведь-шатун зимою лютой...
Избавь нас от подобной злюки!
И если всё это учесть,
Так лучше Волку Ласку съесть!
Смела, но лапки-то дрожат?
Дрозды ведь тоже жить хотят…»
Глуп тот, кто не доволен тем,
Что всё продумано и мудро.
Закон природы писан всем,
И лишь для них наступит утро.
Захарова Карина, 6 - Б класс
Собачка и Медведь
Собака, чистая душой,
Шла тихо по тропе лесной,
Счастливой чувствуя себя.
Мешок огромный теребя,
Медведь навстречу вышел к ней,
Кладоискатель, тигра злей:
«Где деньги, скрытые алмазы?
Ищу лесные я запасы».
Собачка гавкнула в ответ:
«Ты что, медведь, совсем ослеп?
Ты полюбуйся: здесь же рай:
Речушка, ели – чудный край!»
Медведь разгневался: «Ну как же
Без денег, без казны, без стражи,
Как нищий. Мне давай корону!»
Собачка повернула в сторону,
По терему лесному, как по сказке,
Пошла. «Зачем иное счастье?
Мой рай со мной», - так думала она,
К Медведю сожаления полна.
И счастье всюду с нею по пути,
Медведю-деду к цели не дойти…
И умер жадный дед, всем недовольный.
Златой телец, он к радости не склонный.
Я не Крылов, но поучу вас точно:
Цените жизнь и не ищите рек молочных!
А путь к деньгам всё в жизни обесценит.
Живите для иной – высокой!- цели!
Айдаров Даниэль, 6 – Б класс
Волк и Лисица
А жил-был Волк Зубами Щёлк,
Была Лисица Хвастуница.
Волчище сильный был да храбрый,
А у Лисы лишь хвост нарядный,
Вдобавок глупая хвастунья,
Лентяйка, вредная вертунья.
«Я так умна, сильна, пригожа,
А ты глуп, туп. Ну что за рожа!»-
Так изводила она Волка,
А серый усмехался только,
Он тренировкой закалялся,
В бегах, в охоте состязался.
Хвастуша только и умеет:
Злым языком без толку мелет.
Однажды, к горю одиночки,
Беда стряслась. Без проволочки
За помощью плетётся к Волку,
И хвост поджат, и голос тонкий…
А Волк ответил: «Это как же?
Ведь ты у нас сильна, отважна.
По-твоему, я слаб и туп.
Зачем услуга глупых слуг?».
Обиды не могли забыться.
Вот так наказана Лисица.
Мораль: не стоит обзываться,
Чтоб как-то с носом не остаться.
Дразниться плохо. И лениться.
Вдруг и с тобой беда случится.
Ананьева Таисия, 6 – Б класс
От обидного слова – навеки ссора
В обычный день отправилась я в школу,
А там подруга злится, глазки долу.
Я подошла к подруге и спросила:
«Ты что? Обиделась?» И тут же «получила»:
-Отстань! Мне тошно. И не лезь без дела!
-Я виновата? Чем тебя задела?
-Ты назвала меня вчера «коровой».
-Не обижайся шутке ерундовой!
На шутку не сердись, в обиду не вдавайся,
На глупость и пустяк не обижайся!
А для себя я извлекла урок суровый:
Обидеть-то легко, да на душе пудовый
Груз: обзывающийся – дважды бестолковый.
Кутузов Серафим, 6 – А класс
Осёл и Ворона
Осёл поесть решил однажды,
Накрыл на стол, закрыл потреб,
Лишь на секунду отвернулся-
Ворона утащила хлеб.
Взлетела прыткая на ветку.
Осёл – взять хлеб, а хлеба нет.
Смутившись, тиская салфетку,
Взглянул наверх и слышит смех.
Ворона, хвастается хлебом,
От счастья каркнула: «Привет!»,
Поиздевалась над соседом.
Но где же хлеб? А хлеба нет…
Мораль сей басни, друг, таков:
А Бог не любит хвастунов.
И где растяпа да тетеря,
То там не прибыль, а потеря.
Старцева Мария, Цецегова Алиса,6 – А класс
Гуси и Крысёнок
На вид невзрачные, вонючие,
В душе белы, светлы они,
Умны. И чудные бывают случаи.
Начну рассказывать про них.
Так вот: однажды наш Жакуля,
Крысёнок с бедного двора,
Встречал гостей гусей (рискуя!)
Из замка чистого стекла.
Прекрасны и белы те птицы,
Важны, красивы и горды,
Вошли они гурьбой в воротца,
Брезгливо сморщив клювы-рты.
Но вдруг крысёнок наш Жакуля
Воскликнул: «Вот так красота!»
А гуси возмущенно гоготнули:
«Га-га, га-га! Конечно, да!
Но мы не можем Вам компании
Типа ООГЖИ предложить –
Ты беден. Мы в негодовании,
С тобой не комильфо дружить».
Тогда Жакуля покружился
(Моралью басенка красна)-
В прекрасна принца превратился:
«Гусиным перьям – грош цена!»
И обманувшиеся гуси,
Хотя прекрасны и белы,
Перед Жакулей преклонились,
Став раболепны и милы.
Но принц, простив, белых зазнаек
Прогнал подальше со двора,
Не слушал покаянных баек:
«Прощайте, гуси. Вам пора!»