Московский академический художественный лицей при Российской академии художеств (МАХЛ) за свою многолетнюю историю заслуженно приобрёл репутацию уникального образовательного учреждения, бережно хранящего и приумножающего лучшие традиции российской академической художественной школы. О прошлом, настоящем и будущем этого необычного учебного центра рассказывает исполняющий обязанности директора МАХЛ Дмитрий Губанов.
– Дмитрий Вячеславович, вы совсем недавно возглавили лицей. Решение принять предложение было трудным?
– Для меня это был один из самых неожиданных жизненных поворотов. Всегда был далёк от административной работы и хотел заниматься только скульптурой. Но всё же прислушался к советам уважаемых мною людей и согласился. Тем более что к лицею у меня особое отношение: я сам здесь учился. Атмосфера здесь всегда отличалась от обычных школ. Это прежде всего проявляется в отношении преподавателей к ученикам – как к личностям, художникам.
– Эта атмосфера сохранилась и сейчас?
– Наверное, об этом правильнее спросить сегодняшних учащихся, но очень надеюсь, что так оно и есть. И мне как руководителю хочется эту традицию сохранить.
– Как и многое другое, наверное? История у лицея славная.
– Да. Он был основан в 1939 году. Лицей давно стал неотъемлемой частью российской системы профессионального образования в сфере изобразительного искусства. Талантливые дети после обучения в лицее поступают в Московский государственный академический институт им.В.И.Сурикова и в другие ведущие художественные вузы страны. Среди выпускников лицея более 30 народных и 40 заслуженных художников России.
Если говорить о традициях, то одна из важнейших – постоянное пополнение нашего «золотого фонда». Он собирался с первых лет существования лицея. Каждый год по итогам всех просмотров в него поступают лучшие работы учащихся.
– Интересно, конечно, но это работы детей, подростков…
– Во-первых, многие из этих детей сейчас – всемирно известные художники: Эрик Булатов, Илья Кабаков, Олег Целков… Перечислять можно долго. И потом, талант – очень сложное качество. Некоторых художников может «испортить» высшее образование. Человек способен выйти на пик своих творческих возможностей в очень юном возрасте, а живость восприятия, смелость и чуткость могут притупиться со временем. Поверьте, в нашем «золотом фонде» есть работы, достойные Третьяковской галереи и Русского музея!
– Талантами Россия всегда была богата. Понятно, что фонд будет пополняться и впредь…
– Да, конечно. Сейчас от истории наш разговор переходит к сегодняшнему дню, а значит, без упоминания проблем никак не обойтись. Но трудности были во все времена, включая эвакуацию во время войны всей Московской средней художественной школы, как тогда назывался лицей. Но и в тех условиях работа продолжалась.
Традиционно в лицее обучались талантливые дети со всей страны. Для этого были созданы все условия: солидная учебная база, интернат, спортивный комплекс. Сейчас «география» набора лицеистов куда более скромная, москвичей становится больше, иногородних – меньше… Конечно, не по причине оскудения регионов талантами. Дело в том, что раньше велась работа по выездному отбору. По стране ездили комиссии, которые находили, отбирали и приглашали сюда самых талантливых детей. К сожалению, в последние годы такая практика не проводилась. Год назад лицей перешёл от прямого подчинения Российской академии художеств в ведомство Министерства культуры, и при его содействии мы надеемся возобновить практику отбора лицеистов по стране, а возможно, и из ближнего зарубежья, и многое другое, необходимое для эффективной работы лицея. Впервые за долгие годы были выделены деньги на капитальный ремонт фасада и кровли. За это хочется отдельно поблагодарить директора департамента науки и образования Министерства культуры России Александру Олеговну Аракелову и нашего куратора Елену Олеговну Китаеву. Во многом помогают лицею родительский комитет и инициативные родители. Они закупают холсты, краски, бумагу... Но проблем ещё много.
– Это неудивительно. С финансированием культуры в стране хронические проблемы.
– Поэтому мы пытаемся искать разные решения. Возникла и недавно реализована идея создания Фонда поддержки и развития МАХЛ, который призван помочь лицею найти своё место в новых реалиях. Одним из учредителей Фонда, помимо самого лицея, стала Ассоциация российских банков.
– Сильная поддержка…
– Здесь нужно сказать особые слова благодарности учредителям: вице-президенту АРБ Олегу Прексину и профессиональному финансисту с большим опытом работы в России и за рубежом Дмитрию Фоминых. Первый стал президентом Фонда, второй – его директором. Попечительский совет фонда ещё в стадии формирования, но уже выглядит солидно. Его председатель – народный художник России, член Российской академии художеств Александр Рукавишников. В состав совета входят заместитель руководителя Аппарата Правительства РФ Андрей Логинов, народный артист России, член Президиума Совета при Президенте РФ по культуре и искусству Валерий Фокин, академик РАН Юрий Беленков, почётный член РАХ, президент мультиотраслевого центра промышленного дизайна и инноваций «АстраРосса» Владимир Пирожков. Очень надеюсь, что Фонд поможет нам решить целый ряд важных задач.
– Какие именно задачи имеются в виду?
– Нам важно находить одарённых детей, а это возможно только с помощью активной пропаганды нашей деятельности. Лицей достаточно долго был сам на себе. По большому счёту о нём мало кто знает, кроме профессионалов. И лишь они сегодня могут оценить его уникальность. Дело в том, что во всём мире сегодня активно развивается только актуальное концептуализированное искусство. Это перформансы или текстовые концепты. Существует не так много мест, где основным направлением остаётся традиционное, классическое искусство.
Между тем потребность людей в живом искусстве велика. Оно востребованно. Недавняя выставка Валентина Серова это наглядно продемонстрировала.
В нашем лицее, как и в Суриковском институте, с которым мы тесно связаны, академическая традиция чудесным образом сохранилась. И здесь мы сегодня в буквальном смысле оказались «впереди планеты всей».
Но очень важно, чтобы современный выпускник лицея был востребован. Чтобы перед ним открывались реальные возможности. Например, в различных направлениях дизайна, графики и нужно искать такие возможности.
– Фонд, наверное, поможет решить и некоторые финансовые проблемы?
– Надеюсь. Но мы не собираемся банально просить денег, а хотим сотрудничать на взаимовыгодной основе. Мы можем проводить выставки из собрания «золотого фонда» и работ нынешних лицеистов, устраивать тематические конкурсы. Можно привлечь серьёзных коллекционеров, которые cмогут открыть для себя новые дарования «на взлёте». Стоит подумать о том, чтобы устраивать благотворительные аукционы, на которых продавать работы лицеистов. Естественно, с их согласия и согласия их родителей. Детские и юношеские работы могут оказаться чудесным подарком, памятным деловым сувениром!
Какие-то вещи могут быть изготовлены на заказ: некоторые наши старшеклассники – юные художники – по уровню выполненных работ уже находятся на высоком профессиональном уровне.
– А для ребят такая работа тоже будет полезна?
– Даже не полезна, а необходима! На этом принципе были основаны и школы Древней Греции, и мастерские великих художников эпохи Возрождения. Сейчас существует колоссальный разрыв между учебными постановками и реальной деятельностью. Лучшего постижения профессии придумать невозможно.
В чём идея: с одной стороны, уберечь ребят от конъюнктуры, потому что зачастую потакание вкусу заказчика опасно для таланта, но, с другой, дать возможность молодому художнику почувствовать свою востребованность.
Я верю, что всё у нас получится: удастся не только сохранить, но и приумножить прекрасные традиции нашего лицея и при этом сделать так, чтобы МАХЛ, оставаясь творчески независимым, отвечал требованиям сегодняшнего дня.