Нравственный урок 6–А класса
Басня есть мораль в действии. Тот мир, который мы
находим в басне, есть некоторым образом чистое зеркало,
в котором отображается мир человеческий. Басня есть нравственный
урок, который с помощью скотов и вещей неодушевлённых, даёте вы человеку.
В. А. Жуковский
Иллюстрация Солнцевой Софии, 6–А класс
к басне Миторофановой Глафиры
«Свинья и труженица-пчёлка»
Киселева Маргарита, 6 – А класс
Свинья и Голубь
Шёл Голубь у загона со скотом,
Свинья навстречу, с грязным животом,
И говорит, спесивая, дразня:
«Бездомный, посмотри-ка на меня:
В каком домище я живу! Крутая!»
А Голубь ей в ответ, нисколько не страдая:
«Ты в оскорбленьях, правда, преуспела,
Но на себя бы лучше посмотрела!
Да, хлев хорош, но неопрятна ты!
Я дом твой обхожу за полверсты.
А я, хоть и на улице живу,
Но за собой исправно я слежу!»
Итог сей басни в том: неважно, где живёшь,
А важно то, как ты себя блюдёшь!
Баранова Софья, 6-А класс
Шесть и одна
На краешке горы сидели обезьяны.
И шестеро, как будто под заказ,
Серы и тривиальны.
Седьмая же имела свой окрас
И выделялась из толпы мартышек:
Ярка! И непохожестью как раз
Озлила стадо «серых мышек».
И шесть мартышек завизжали,
Высмеивать окрас сей яркий стали,
Но вот беда: так сильно хохотали,
Что кубарем с крутой горы упали.
Привычке стричь всех под одну гребёнку
Пора поставить мощную заслонку
И злу, что тут как тут – с начала всех времён-
С охоты демонов на «белых тех ворон».
Муравейник
День клонился к концу.
И муравьи решили поболтать
О том, о сём, что и к чему.
«Я самый лучший! И лишь я смогу
Построить самый крепкий муравейник
Всего за пять минут», - легко сказать! -
Один из муравьёв «навешивал лапшу на уши».
«Ну так построй! Не верю я копуше,
Любителю лишь бить баклуши», -
Ответил с долей скептицизма
Второй из муравьёв, сторонник реализма.
«Ну и построю! И не спорь со мной!
Но только завтра, а сегодня сбой,
Ведь ты испортил мне настрой».
И так всегда: хвастун воображает
О том, что сделать он бы смог.
На деле у него лишь куча оправданий,
И дело отлагает впрок.
Волошко Василий, 6 – А класс
«Умная» Муха
Однажды Муха повстречала Комара.
Он говорит, исполненный добра:
«Послушай-ка меня, сестрица,
Совет тебе мой пригодится:
В ту сторону ты не летай –
Погибнешь, право, невзначай:
Там множество живёт лягушек,
Охочих до комарьих тушек».
Но Муха-то - ума-палата! -смело
Летит туда, куда хотела.
А там лягушки поджидают: хлоп! Ой, ма…
И Муха съедена с избытками ума.
Да, иногда приходится нам видеть, господа,
Таких, как муха та,
С избытком лишнего ума.
Коркина София, 6 – А класс
Осёл и ручей
Осёл пришёл к ручью напиться.
Сладка, прохладна та водица!
Осёл решил: «Так не годится!»
Пьянила всех вода сторицей.
В тот жаркий вечер насладиться
Пришли животные и птицы.
«Я не позволю пить сим лицам
Столь вкусную мою водицу», -
Сказал Осёл своей Ослице
И растоптал ручей копытцем.
Теперь никто не насладится
Ручья прохладною водицей.
Ослам бы к знанью приобщиться:
Как у Крылова говорится:
«Не плюй в колодец, пригодится
Воды напиться».
Батурина Мария, 6 – А класс
Сорока на уроке
Был урок литературы
И работа в парах.
Все трудились в поте шкуры,
Сорока болтала.
Тарахтела, тарахтела,
Как всегда, без дела.
Вот учитель вопрошает:
«И о чём же был рассказ?
Пусть Волчонок отвечает».
«Про одну рассказ из нас:
На уроке надо слушать,
Все заданья выполнять,
Не трещать соседу в уши…»
Автора сумел понять.
«Слово мы дадим Сороке», -
Говорит учитель строгий.
Тут Сорока покраснела
И под взглядами зверей
Прошептала: «Не успела…»
Оплошала. Смех сильней.
«Про тебя рассказ, болтушка!»-
Прокукукала кукушка.
Кто стрекочет, как сорока,
Будет выглядеть убого.
Ворсобина Юлия, 6 – А класс
Павлин и Ворон
Павлин, своим хвостом любуясь,
Светясь от гордости, гулял.
Тем временем за ним, нахмурясь,
С издёвкой Ворон наблюдал.
И, приземлившись за Павлином,
Взъерошив перья, стал гулять.
Собралась живность пред красивым
Тот хвост павлиний созерцать.
А Ворон злобился и злил.
Лисицам, зайцам и волкам
Он быстро-быстро говорил
(От зависти поверил сам),
Что хвост ужасен, некрасив,
Плешив и слишком уж велик.
Услышав критику такую,
Павлин и глазом не моргнул
И отповедь свою простую
Спокойно Ворону излил:
«Такое если говоришь ты,
Не понимая красоты,
Себе лишь только навредишь ты.
Ложь лишь прибавит срамоты».
Мораль сей басни такова:
От зависти не жди добра!
Борискина Ярослава, 6 – А класс
Два бобра
Раз как-то встретись бобры,
Доброжелательны, добры.
Один товарищу сказал:
«Вчера работу подобрал,
Буду рубить в лесу я брёвна,
Их к вам отправлю безусловно».
От этих слов, взгрустнув, вздохнув,
Продолжил тут напарник-друг:
«А мне сорока наболтала,
Что ей лисица рассказала,
Мол, будет пир на весь наш лес,
Вино и яства – до небес!
Я брошу всё и побегу,
Там и поем, там и посплю», -
Бобёр с восторгом говорил,
Взахлёб словами городил.
Второй же принялся за дело,
Работал быстро, мирно, смело,
И через час плотины две
Там появились на воде.
Вечерний сумрак за окном.
Бобры плетутся в хатку-дом.
И будет им, что вспомнить там,
Уткнувшись по своим углам.
Устали оба – мысль не ложна! -
Глаза на свет поднять уж сложно.
И тотчас же заснул трудяга,
Для труженика сон – на благо.
И только наш болтун-бобёр
(Бессонница как приговор)
Не мог уснуть. Тянулась ночь.
Безделье днём сон гонит прочь.
Чтоб в нужном русле находиться,
Ты должен от души трудиться,
Тогда легко и сладко спится.
Митрофанова Глафира, 6 – А класс
Свинья и труженица-пчёлка
В прекрасный летний день немыта
Свинья лежала у корыта,
Легла, налопавшись досы́та.
Потом встряхнула животом,
Уткнувшись свинским пятаком,
Она рыть землю рылом стала.
А мимо Пчёлка пролетала,
Она летела в улей и устала
Да вот Свинью и повстречала.
А жирная Свинья прохрюкала, икая:
«И что же у тебя раскраска боевая?
Видать специально: типа – злая?
Я тут тружусь, кручусь, копая,
А ты, Пчела, летаешь тут без дела!»
Пчела со скоростью – рассвирепела
И прям невеже на затылок села,
Оттуда – на пятак. И ядом закипела.
И жало Пчёлка запустила. Умерла.
Мораль сей басни такова:
Поменьше указаний делай,
А лучше занимайся делом.
Не отвечай на провокации свиньи,
А, право, лучше мимо пролети!
Сударикова Александра, 6 – А класс
Подкрепился
Раз в осенний вечерок
Делал Петенька урок,
И решил он чай попить,
Но на кухню не ходить.
Залиты тетрадь и стол,
Петя тоже мокр и зол.
К Пете бабушка пришла
И сказала: «Вот дела!
Это впрок тебе урок!
Ты забыл совсем, дружок,
Мудрость старую одну,
И тебе я повторю:
«Если делать сразу всё,
Не получишь ничего».
Гулина Ариадна, 6 – А класс
Курица и Воробей
А случай тот произошёл
Во дворике одном.
Гуляла Курица пешком
И пела с петухом.
«Ко-ко, ко-ко и куд-кудах», -
Все чувства изливала,
Что не заметила вот так
Воробушка сначала.
Он зёрна курицы склевал,
Пока та песни пела.
Раздула курица скандал,
Когда есть захотела.
Накинулась на Воробья
И перья распушила.
Последнее зерно жуя
(Судьба его хранила),
Тот взял – и быстро улетел!
Не надо щёлкать клювом!
Порядок наведи средь дел,
Которые задумал.
Карасик Екатерина, 6 – А класс
Лисица и птицы
Однажды в жаркий день
Манил к себе ручей.
Воды напиться
Пришла Лисица.
Предстало там ей:
Сцепились Галка,
Дрозд и Воробей.
И спорят жарко:
Кто первым напьётся водицы
И перья почистит в тени.
И то, что за этим случится-
Последствие той болтовни.
Схлестнулись те трое,
Её не заметив
В том яростном споре,
Она, цель наметив,
Украла птенцов…
А вывод сей басни таков:
За распри пустые
Расплаты большие.