Сведения об образовательной организации

Школа

Училище

Детская Художественная школа

Поступающим

Подготовка

Образование

Доп. образование

Курсы повышения квалификации

Центр непрерывного образования

Психологическая служба

 

Дорогие коллеги!

Дистанционное обучение – сложный профессиональный вызов. Позвольте предложить вам некоторые рекомендации о том, как уменьшить сложности в его организации.

Прежде всего обратите внимание, что дистанционный формат обучения нельзя использовать как пространство для усложнения уровня материала или увеличения его объема. Ни ученики, ни учителя, ни семьи не выбирали дистанционное обучение добровольно. Поэтому помимо объективных сложностей может возникать сопротивление, постоянная готовность к конфликтам или имитация занятости вместо реальных занятий.

Старайтесь минимизировать потери. Важно поддержать интерес учеников к предмету, не превратиться в «говорящую голову», обеспечить определенную интерактивность урока.

Скорее всего, в классах, с которыми вы работаете дистанционно, если сложные и низкозамотивированные ученики. В таблице ниже указаны некоторые рекомендации, как строить работу со слабыми учениками в зависимости от имеющихся у них сложностей.

 Особенности личности и учебной деятельности низкомотивированных обучающихся и их учет в дистанционном обучении

Особенность

Как учесть особенность в обучении в дистанционном формате

Негативное или безразличное отношение к содержанию учебной деятельности

Использовать более простые, доходчивые и наглядные формы подачи материала; отрабатывать материал на простых заданиях с использованием в том числе неоцениваемых отметкой заданий; повысить интерактивность урока; использовать обучающие краткие видео; уменьшить количество работы с текстовым материалом

Низкий уровень учебной активности

Использовать опрос, начинающийся с простейших заданий и вопросов, предлагаемых низкомотивированным ученикам; давать персональные выполнимые задания низкой сложности; оценивать даже небольшие продвижения положительно; использовать викторины и тесты с краткими вопросами; использовать наглядные и практические задания, задания на соотнесение изученного с собственным опытом ученика

Невысокий уровень предметных образовательных результатов

Отдавать предпочтение заданиям на отработку базовых знаний и умений; подбирать материал невысокого уровня сложности (ниже среднего уровня материала в очном обучении); давать образец выполнения задания и простые задачи на его отработку; повторять базовые понятия, законы, формулы, правила

Невысокий уровень метапредметных образовательных результатов

Минимизировать лекционные формы подачи материала; говорить просто и ясно; давать материал с опорой на наглядность; давать алгоритм рассуждения на учебную тему (3 – 5 шагов); задавать простые вопросы на понимание; предлагать разные источники информации на тему урока; давать схему самопроверки по выполнению задания

Невысокий уровень личностных образовательных результатов (высокотревожные, с самооценочными трудностями ученики, не умеют справляться с трудностями в обучении из-за личностных качеств)

Исключить из взаимодействия с учениками любые формы устрашающего поведения (угрозы, негативные прогнозы и т.п.); давать опыт успеха в обучении (оценивать положительно, устно называть верно выполненные этапы работы и т.п.); подбирать вызывающие любопытство факты по теме урока (факты, открытия, познавательные видео и проч.); использовать задания вариативного уровня, начиная с самых простых; иметь запас заданий творческого типа, заданий на сообразительность для способных, но низкомотивированных учеников

Пассивное или активное протестное поведение на уроках (ничего не делает втихаря или открыто говорит, что делать не будет)

Разнообразить формы предъявления материала и заданий для обучающихся; широко использовать интерактивные методы; не использовать наказания (демотивируют сильнее, усиливают протестное поведение); не вступать в пререкания, вместо этого давать задания, повторять правило работы; задавать содержательный вопрос

Нарушенные отношения ученика с педагогом (конфликт)

Никак не демонстрировать, не озвучивать негативное отношение к ученику; обращаться только по имени; вовлекать в опрос, не давать отсиживаться; давать ясные критерии оценивания и оценивать ученика по ним (возможно разово на балл выше в случае, если ученик проявил больше усердия или вдумчивости, чем обычно); на неверный ответ реагировать не оценкой, а вопросом (почему так, объясни свой ответ)

Нарушенные отношения семьи с педагогом (асоциальные, психологически неблагополучные, отстраненные и проч. родители)

Информировать семью о возникающих у ребенка трудностях в обучении (не присутствовал, не подготовил) в письменном виде, говорить не о качествах ученика (ленивый, наглый), а о действиях (получил задание – не прислал решение); информировать администрацию ОУ о любых сложностях во взаимодействии с родителями ученика (не вышли на связь, не ответили на сообщение и проч.), фиксировать для себя обращения к семье, ответ или отсутствие ответа от родителей

В качестве примеров заданий, подходящих для дистанционного обучения, предлагаю вам такие:

  1. Опросный лист. Составьте список вопросов по теме урока или по базовым понятиям, правилам от простейших к вопросам повышенного уровня. Ученик сам выбирает вопросы, на которые даст ответ. Укажите ученикам, на какое количество вопросов нужно дать ответ, чтобы получить положительную отметку за это задание (например, на 5 вопросов из 15). Предоставьте ученикам выбирать вопросы самостоятельно.
  2. Форум. Учитель задает тему форума в онлайн-чате. Например: могло ли в современном мире произойти такое же событие; какие качества исторического персонажа / героя произведения ты считаешь самыми заметными; в чем с ним поспоришь, в чем согласишься; как изучаемый процесс влияет на повседневную жизнь людей (или: экологию, производство); приведи свой пример изучаемого; напиши, что самое сложное для тебя в изучаемом. Каждый ученик должен написать свой ответ. Участие в форуме обязательно. За участие выставляется отметка о выполнении (можно создать пять форумов к урокам и суммировать отметки за участие в итоговую оценку).
  3. Да – нет. Выбирается конкретное понятие, дидактическая единица (например, «неравенство», «пресмыкающиеся», «Ленин»). Учитель задает вопросы ученику, ответы на которые только «да» или «нет». Например: это неравенство? Часть слева больше части справа? Знак равенства должен использоваться? Это знак «больше»? Ученик отвечает.
  4. Взаимоопрос обучающихся. Учитель поручает ученикам подготовить вопросы по определенной теме друг для друга. Можно предложить составить вопросы разных типов: закрытый (да / нет), открытый (краткий ответ), с выбором варианта, на вычеркивание не относящегося к данному классу понятия и т.д. Ученики готовят вопросы, учитель называет учеников: задающего вопрос и отвечающего. Можно провести опрос в форме ток-шоу: учитель вызывает отвечать одного ученика, остальные задают ему поочередно вопросы по изученному.
  5. Кейс-метод. Учитель дает задание в форме кейса. Варианты: сжатое описание факта или события, который надо проинтерпретировать с использованием учебного материала либо аргументированно дать ему личную оценку; описание рассуждения по решению учебного задания, в котором надо найти верные и неверные этапы; описание феномена или персоны без его названия, надо определить, что за феномен или персона описывается.
  6. Вычеркни лишнее. Учитель предлагает перечень фактов или данных, в котором есть как подходящие или нужные для решения задания данные, так и неподходящие или избыточные. Задача учеников – вычеркнуть ненужное или неподходящее.
  7. Аукцион. Учитель задает вопрос, на который можно дать много вариантов ответа. Например: простое число, возможное значение дискриминантна в квадратном уравнении; рептилия; столица. Балл за задание получает тот ученик, чей ответ будет последним. Возможно начислять баллы также самым активным ученикам или ввести другие критерии начисления баллов (оригинальный ответ, быстрый ответ и т.п.).
  8. Учебный поиск. Учитель дает задание подобрать пример к изучаемому, используя другие источники, кроме учебника. Если позволяет материал, можно дать задание найти пример среди повседневных явлений, предметов обихода и проч.
  9. Найди половину. Учитель дает половину или некоторую часть определения, формулы, даты, списка (именительный, родительный...; 1, 4, 9, 16 …; sin x + sin y; 22 июня ...). Надо найти продолжение среди предложенных учителем (вариант задания: дописать продолжение самостоятельно).
  10. Мастер-класс. Это практический способ освоения материала. Подходит для проведения заданий практического типа. Учитель заранее информирует учеников, какие материалы понадобятся для мастер-класса. В эфире демонстрирует работу с заданием определенного типа в виде показа и комментирования практических действий для достижения некоторого конкретного результата. Основная задача мастер-класса – передача способа деятельности (а не информации как таковой). Вариант метода: предложите ученикам с прочными знаниями по предмету провести мастер-класс по выполнению учебного задания определенного типа.

 

к.п.н. А.В. Фокина

 

Контакты

Адрес:119049, г. Москва, ул. Крымский вал, д. 8, корп. 2.

Телефон: +7(495) 241-10-75

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Отделение дополнительного образования:

+7(495) 241-10-75 (доб.111), +7(495) 241-10-75 (доб.104) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Секретарь-референт директора: 8(495) 241-10-75 (доб.100) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Приемная комиссия Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.  

Секретарь учебной части: +7(495) 241-10-75 (доб.101), +7(499) 238-21-00 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Интернат: +7(495) 241-10-75 (доб.120), Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Музейно-выставочный комплекс: +7(495)-241-10-75 (доб.600) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Физкультурно-оздоровительный комплекс: +7(495) 241-10-75 (доб.111), +7(495)-241-10-75 (доб.400)

Бухгалтерия:  +7(495) 241-10-75 (доб.102) Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. 

Служба технической поддержки: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Любое использование материалов сайта допускается только с письменного согласия МЦХШ при РАХ.

Политика конфиденциальности и согласие на обработку персональных данных