Творческая мастерская специализации "Архитектура"

Основной задачей преподавания архитектурной композиции детям в возрасте с 11 до 17 в МАХЛ РАХ является введение в предмет “архитектура”, с концентрацией внимания на художественной стороне темы.

Во-первых, сам предмет достаточно сложен. Поскольку “традиционное” представление об архитектуре сводится, порой, к наличию декоративных деталей, без претензий к их качеству, а привычка жить в стесненных, неудобных,  плохо продуманных советских городах, районах и домах, делает преподавание архитектурной композиции делом связанным с психологическими издержками.

Говорить же приходится о том, что в обиходе редко привлекает наше внимание: о пространстве и его эстетических особенностях, о стиле и его нюансах, о фактуре и масштабе, о функции и конструкции и т. д.

О большой части этих тем можно говорить только как о виртуальных, пытаясь их представить. Чтобы задачи, которые ставятся перед учениками оказались им по силам каждое из последовательно предлагаемых заданий концентрирует свое внимание только на одном из архитектурных аспектов.

Сложность профессионального и учебного проектирования состоит еще и в том, что настоящие размеры построенного здания, с реальными ракурсами восприятия, кардинально отличаются от того эскизного или макетного материала с которым приходится иметь дело, занимаясь проектированием, приучить себя находиться в “двух масштабах” сразу, чертежном и реальном, сложней чем петь, танцевать и жонглировать факелами одновременно.

Для решения озвученных проблем, была придумана система образования, включающая темы: архитектурные примитивы (то есть изучение примитивных архитектурных элементов, таких как окно, крыша, стена), законы архитектурного формообразования, роль материала, значение конструкции, знакомство с понятием графемы (узнаваемость и запоминаемость силуэта здания), первичный опыт работы с планировкой, знакомство со стилистическими критериями, знакомство с концептуальным подходом в проектировании, знакомство с проблемой образа и изучение правил контекста.

Вадим Владимирович Макаров,
председатель Методического объединения специализации "Архитектура (дизайн)"

 

 

 

 

 

 

 

 

Аптикаев Дамир Раисович - преподаватель живописи и рисунка

 

 

 

Макарова Анна Андреевна - преподаватель живописи и рисунка

 

 

 

Пылаев Дмитрий Геннадьевич - преподаватель архитектуры и композиции

 

 

 

Сенина Елена Юрьевна - преподаватель специальных предметов

 

 

 

 

1-й (5) класс

Первый год обучения посвящен техническим и декоративным аспектам работы  имеющим отношение к прикладной стороне дела, основы графики, макетирования и архитектурного эскизирования.

2-й (6) класс

Знакомство с архитектурой начинается на втором году обучения, когда дети встречаются с понятием “архитектурный примитив”, столбы, арки, лестницы, стены, проемы, своды, купола, ... , по сути с алфавитом архитектурных форм-букв, которыми пишут первое, в своей жизни, архитектурное слово.  Кроме наборов примитивов в макете и собранной из них композиции, им нужно сделать проекцию. Для этого задания это аксонометрия, выполняя которую они получают начальные знания по черчению и начертательной геометрии.  

Второе задание, второго года обучения условно называется “парк”  и в его задачу входит решение планировочной задачи с использованием сочиненного рельефа местности на основе начальных знаний об основных типах парков. Макет - основная форма работы, но кроме него необходимо создать серию видовых акварельных картинок с “прогулки” по своему парку.

3-й (7) класс

На третьем году обучения детям предлагается решить адресно-эмоциональную задачу архитектурными средствами, с использованием фактуры и цвета, они должны сочинить “триумфальную арку”. К макету из натуральных материалов (не картон) делается перспективная проекция в технике акварельной отмывки. 

Второе задание, третьего года посвящено теме “конструкция”, и условно называется “мост”. После первоначальных объяснений основных принципов работы конструктивных элементов в балке и консоли, предлагается собрать из палок и веревок, а точнее из зубочисток и ниток несущую ферму или консоль, которая должна перекрыть пролет не менее 60 сантиметров, возможно возведение вертикальной консоли, кроме модели с нужными характеристиками, создается проекция с пасторальным пейзажем в технике акварельной живописи.

4-й (8) класс

Первое задание четвертого года обучения условно называется “графема” смысл его состоит в создании запоминающегося силуэта модели абстрактного архитектурного сооружения. Работа включает в себя модель выполненную в материалах с поверхностями разнообразными по фактуре и цвету и монохромную, перспективную проекцию выполненную мягким материалом. 

Второе задание четвертого года обучения условно называется “дом-автопортрет” смысл его состоит в знакомстве с понятием “функция”. В процессе работы учащиеся сочиняют техническое задание для своего дома на основании представлений о комфортной жизни для себя и своих близких, создают компоновочную схему будущего дома, с дальнейшей проработкой и добавлением характерно-образных особенностей отвечающих персональным запросам. Результатом усилий становятся; макет, трехмерный вид-перспектива или оксанометрия, набор стандартных чертежных проекций.

Отчасти, на этом задании им приходится столкнуться с понятием “стиль” изучению которого посвящен следующий год обучения.

5-й (9) класс

На 5-ом году обучения ученики выбирают себе здание, в стиле которого они хотели бы сконструировать башню. Образцом для подражания должен стать яркий архитектурный стиль и малоэтажная структура исходного здания. Важно, чтобы возможность вертикальной компоновки не выглядела очевидной.

После предварительного знакомства с исходным стилем, через копирование выбранного изображения, последовательно проходя стадии макетирования, создается башня стилистически родственная исходному зданию.

Здесь важно подчеркнуть, макет башни делается в стиле здания изначально малоэтажного.

Второе задание пятого года обучения продолжает работу со стилем, повышая сложность принятия стилистических решений. Исходным образцом для работы, на сей раз является репродукция условно современного художника, обычно, начиная с первой половины 20-го века. Стадии работы те же, что и в предыдущем задании с той лишь разницей, что тип сооружения выбирается свободно и подсказывается выбранной репродукцией.

6-й (10) класс

Шестой год обучения начинается со знакомства с терминами “концепция” и “стереотип”, а задание носит название “город будущего”.

Работе предшествует вступительная лекция о наиболее распространенных планировочных приемах применяемых при проектировании городов, но для работы над заданием важнейшим является концептуальный аспект.

По сути надо придумать моно функциональное жилое образование, которое должно быть продумано с функциональной, конструктивной, эстетической, и других возможных сторон, диктуемых выбранной концепцией.

Это может быть город на горе, или под водой, на луне или для любителей бега, или тех кто не приемлет  автомобили, или для того, кто стремится жить в лесу, стараясь не навредить лесу...

Начиная с главной формулировки и формируя основную заданость  проекта, через стадии макетирования мы подходим к окончательной проекции которая, по возможности, четко отражает идею выбранную для работы. Проекция, на этот раз выполняется в технике послойной темперной живописи. 

Во втором задании шестого года обучения концептуальная составляющая архитектурного проекта расширяется, а на передний план выходит работа с “образом”. Для того, чтобы предмет работы выглядел максимально выпукло и доходчиво, предлагается создать декорацию-объемную иллюстрацию, к выбранному литературному произведению.

Произведение каждый выбирает  сам, без подсказок, дабы не усложнять и без того сложную задачу визуализации чужих вербальных образов еще и проблемами понимания текста. И снова основная работа идет с макетом, а проекция, на этот раз делается в условном формате плаката.

7-й (11) класс

Выпускной класс, седьмой год обучения, - время проверки приобретенных навыков и знаний. В первом полугодии последовательно делаются три, сравнительно коротких задания, первое направлено на изучение формаобразующей роли материала. Предлагается сделать полностью функциональный предмет интерьера или мебели в натуральную величину. Проекция не регламентирована по материалу и выбирается произвольно. 

Второе задание первого полугодия условно называется “артефакт”. Смысл его заключается в разработке функционально оправданного  объекта, при этом, приоритет отдается формальной стороне проекта. Причудливость формы, становится приоритетной задачей, а формальная логика должна превалировать над функцией. 

Третье задание первой четверти выпускного класса называется “кинетическая скульптура”. Оно направленно на работу со сложными функциональными связями, заставляет учащегося смещать свое внимание в плоскость механики, выстраивать сложные взаимосвязи, не забывая при этом о сценарно-эстетической стороне дела.

Во втором, последнем полугодии выпускного класса учащимся предлагается решить градостроительную задачу. Бессменным участком предлагаемым для проектирования является территория прилегающая к ЦДХ. Слабо освоенная территория в центре города провоцирует на творчество.

Неизменным остается задание на проектирование; квартал музеев, концертных залов и мастерских художников, при этом здание ЦДХ не должно страдать, он должно стать частью квартала. Неизменно и основное правило выбора планировочной идеи, делай что хочешь, но с барочным подходом, смотри на планировку с позиции реального прохожего, думай о ракурсе восприятия, эмоциях зрителя, о человеке вообще.

После окончания работы над макетом делается серия видовых картинок нового квартала.

 

 

 

 

Контакты

Адрес:119049, г. Москва, ул. Крымский вал, д. 8, корп. 2.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отдел кадров: 8 (499) 238-44-57

Секретарь: 8 (499) 238-21-00

Приемная комиссия: 8 (499) 238-21-00 

Музейно-выставочный комплекс: 8 (499) 238-22-04

Физкультурно-оздоровительный комплекс: 8 (499) 230-35-33

Отделение дополнительного образования: 8 (499) 230-33-78   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Служба технической поддержки: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Информационная поддержка: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Политика конфиденциальности и согласие на обработку персональных данных

Лицей в соц.сетях

 Официальная страница МАХЛ РАХ

 

 Твиттер

 

 ВКонтакте

 

 Музейно-выставочный комплекс МАХЛ РАХ