Русское искусство? Мы смотрим на него совсем не так, как смотрят на него иностранцы. Мы ценим Врубеля, Иванова, обожаем Серова. Они высоко ставят Малевича, Петрова-Водкина, Дейнеку. Как-то однажды я разговорился с одним иностранцем, почему-то о балете, он сказал:

- «Знаешь почему у нас так высоко котируется русский балет?».

- Ну?

- Русский балет для европейца – это как живой динозавр. За последние двести лет в Европе и Америке балет очень сильно изменился, а в России остался неизменным.

Устойчивость любого рода художественной традиции – следствие русского образования. Очень хорошего образования. Поэтому очень любопытно смотреть, как прорастают изменения, как действует незримая механика истории искусства на примере ученических работ лучшей художественной школы СССР и России – МАХЛа.

Лицей представил ретроспективную выставку ученических работ от 40-х годов до наших дней. Ретроспектива ученических работ – холодный инструмент уравнивающий сложившегося классика с тем, чья судьба сложилась иначе. У каждого выстроилась собственная жизнь с успехами и падениями, но здесь, на этой выставке, все они просто старшеклассники, парни и девчонки, мечтатели: Гелий Коржев, Алексей Шмаринов, Николай Воронков, Борис Диодоров, Эрик Булатов, Алексей Суховецкий, Анатолий Якушин, Татьяна Назаренко, Владимир Ленивцев, Сергей Андрияка, Иван Лубенников. Это потом они стали родоначальниками стилей, некоторые принялись бунтовать, кто-то стал резать правду-матку, кто-то эстетствовать… А здесь они старшеклассники. Выполняют задания, пишут стандартные постановки. Но в этих учебных работах интересно пытаться разглядеть их собственные личные черты, рождающееся их собственное, личное художественное «Я».

Антон Беликов, художник, кандидат философских наук.