Лекции

Курс из одиннадцати лекций

Цена за курс 10 000 рублей

 

Записаться

Нажимая, вы принимаете условия Соглашения

 

В свете приближения новой научной революции, а также революции сознания и заметных общественных сдвигов, возникает задача заинтересованного публичного обсуждения целого ряда актуальных и острых проблем. Необходимы публичные лектории, которые могут быть связующим звеном между искусством и высокой наукой, между поэзией и тайнами мироздания. 

ТЕМЫ

1. «Мир рвался в опытах Кюри» (Александр Блок и Андрей Белый, трагические провидцы).

Блок и Белый уже в ранних стихах – с грустной меланхолией, а то и с трагическим отчаянием – затронули такие парадоксальные научно-технические мотивы будущего, которые физика, изумляясь самой себе, откроет спустя лишь годы и десятилетия. Учёные жадно на эти новые области накинутся, не размышляя о последствиях. 

2. «Позвоночное, обугленное тело» (Загадка и тайна Осипа Мандельштама).

Могила Мандельштама неизвестна. А вот как сам великий поэт понимал её будущие размеры: «Я хочу, чтоб мыслящее тело превратилось в улицу, в страну…». В итоге так и случилось – от Бреста до Сахалина всё заполнено его земной-неземной музыкой, страстной и правдивой.

3. «Свидетель Вселенной» (масштабы поэтического мира Пастернака).

Глухой угол пруда с завалившейся ольхою Борис Пастернак без труда сравнивал с целой Вселенной, а плачущий после дождя дачный сад поднимал до масштабов мироздания. Не исключено, что в этой безбрежной образности поэт опирался (скорее всего, подсознательно) на гениальную сентенцию Паскаля: «В пространстве Вселенная объемлет меня как точку, в мысли я объемлю всю Вселенную».  

4. «Времена Корейко» (как Ильф и Петров предугадали «бандитский капитализм»).

Остап Бендер открыл один из главнейших принципов синергетики за полвека до рождения этой науки: «Если в стране бродят денежные знаки, то должны быть люди, у которых их много». Эта сентенция стоит Нобелевской премии по экономике. Александр Иванович Корейко о подобных теориях не размышлял. Пряча свой чемодан с наворованными деньгами, он глухо бормотал; «Я подожду, когда наступят перемены». Любопытно, что в 1991 году ему бы стукнуло 99 лет. Если бы он дожил, то какой бы дворец отгрохал!  Но не беда, нашлись его молодые последователи, и их особняки и замки покрыли землю от Рублёвки до Лазурного берега, от Мальдивов до Майями. 

5. Грустный Эйнштейн и «теория струн» (от Единой теории поля к образу Вселенной в виде Большого музыкального инструмента).

В 1929 году двенадцатилетний скрипач из Нью-Йорка Иегуди Менухин давал концерт в Берлине. Выйдя после концерта из зала, скрипач-любитель по имени Альберт Эйнштейн сказал: «Теперь я верю, что Бог есть!». Спустя двадцать лет, уже в Америке, Эйнштейн и Менухин заинтересованно обсуждали пифагорейскую идею о «музыке сфер». Они оба глубоко понимали, что такое звенящая струна, поэтому идея космических струн им была близка, каждому по-своему. Любопытно, что спустя ещё три десятилетия (скорее всего вне всякой связи с давней беседой великого физика и великого скрипача) теория струн для описания мироздания всё-таки возникла.      

6. Кубизм Пикассо и философия «творческой эволюции».

Знаменитой картиной «Авиньонские девицы» (1907) Пабло Пикассо открыл новый стиль в живописи. Спустя три четверти века престарелая художница Соня Делоне рассказала, что стиль этот возник в голове испанца, когда он ошеломлённо слушал лекцию чрезвычайно популярного тогда в Париже философа Анри Бергсона (шёл разговор о важности личного времени и о разорванности пространства). Самое интересное, что искусствоведы об этом удивительном моменте, давшем толчок кубизму, долгое время (почти весь ХХ век) и не подозревали. 

7. Сергей Прокофьев и Вавилонская башня (музыка модерна и халдейская мистика).

Великого композитора с юности преследовала таинственная история Двуречья. В гибели Вавилона (с его звездочётами, математиками, висячими садами), ему чудилась тёмная тайна. Прокофьев знал, что Вавилон вошёл в историю как один из самых зловещих и безблагодатных городов. Математические и технические открытия не принесли ему ни подлинной свободы, ни счастья, ни светлой судьбы.  В поступи одной только технической машинерии нет и быть не может благодати. Композитора очень задевала эта мысль. Одновременно его занимала магическая составляющая жизни, и в музыке он видел средство проникнуть в эти тайны – через музыкальные заклинания, ритуал и волшбу… Больше того, ему чудилось, что современный ему мир начала ХХ века – тот же Вавилон, он близится к своей гибели, и спасением может стать музыкальное заклятие. Мало кто знает, что композитор отразил это не только в музыке, но и в прозе. Среди его рассказов есть «Блуждающая башня» – история о том, как Эйфелева башня сорвалась со своих опор и отправилась в Месопотамию. Что касается развития музыки в ХХ веке, то нужно вспомнить понимание модернизма Теодором Адорно как «фиксации непросветвлённого страдания» (без катарсиса?).

8. Солнечный дар Матвея Бронштейна и стихи Лидии Чуковской (как и за что убили гениального физика). 

Молодой теоретик Матвей Бронштейн уже в конце 20-х годов задумывался о квантовой гравитации, о тайне, к которой лишь подбирается наука нынешняя. Он успел написать несколько блестящих работ на эту трудную тему. Заодно он издал удивительно талантливую научно-популярную книжку для детей об увлекательной истории открытия гелия: ведь его сначала обнаружили на Солнце (с помощью спектроскопии), а лишь потом нашли и на Земле. Книга называлась «Солнечное вещество». Потом он написал ещё две талантливых книги. А затем 31-летний физик по ложному доносу был арестован и расстрелян. Из официального (тайного) постановления: «БРОНШТЕЙН Матвей Петрович, 02.12.1906 г. рождения, научный сотрудник Ленинградского физико-технического института, осуждён 18 февраля 1938 года Военной Коллегией Верховного суда СССР за "активное участие в контрреволюционной фашистской террористической организации" по ст. 58-8 и 58-11 УК РСФСР и приговорён к высшей мере уголовного наказания – расстрелу, с конфискаций всего, лично ему принадлежащего, имущества. Приговор о расстреле Бронштейна Матвея Петровича приведен в исполнение 18 февраля 1938 года в г. Ленинграде».   Кто сегодня способен поверить, что подававший гигантские надежды физик Матвей Бронштейн, всё своё время отдававший науке, был фашистом и террористом? Кто мог поверить в это тогда? Но кровавую мясорубку сталинских палачей нисколько не заботило даже мало-мальское правдоподобие. Она, мясорубка, была заточена на массовое уничтожение людей – талантливых и мыслящих в первую очередь. Скольких недюжинных талантов, скольких работоспособных гениев мы не досчитались! Как это ударило по совокупному интеллекту страны? Ударило чудовищно, и мы до сей поры это ощущаем. Молодая жена гениального физика Лидия Чуковская, дочь великого детского поэта и литературоведа Корнея Чуковского не сошла с ума только потому, что начала писать стихи, во многом горькие и страшные. В частности, у неё есть такие строки: Куда они бросили тело твоё? В люк? Где расстреливали? В подвале? Слышал ли ты звук Выстрела? Нет, едва ли. Выстрел в затылок милосерд: Вдребезги память. Вспомнил ли ты тот рассвет? Нет. Торопился падать.

9. Эволюция вспять или инволюция культуры (философский разбор стихотворения Осипа Мандельштама «Ламарк»).

«И от нас природа отступила…» Поразительная картина быстрого падения культуры как условия и фона саморазрушения человека – всё это дано объёмно, метафорично, в конечном итоге страшно, но при этом в очень небольшом стихотворении.

10. Кьеркегор или Гегель – кто современней?

Субъективная диалектика Кьеркегора, его понятие экзистенции как необъективируемой человеческой самости (Сонм тревожных вопросов личности, обращённых к себе самой: Кто я? Почему я здесь? Почему я в трепете? Чего я боюсь? К чему я глух?) Гегель и Кьеркегор оказались на разных сторонах, поскольку немецкий философ занимал позицию объективного идеализма, а датский – субъективную.  По мнению датчанина первая позиция превращала человека в щепку, целиком зависимую от бурных волн объективного духа, что не сильно отличалось от материализма. Человек современный ощущает напор трудных вопросов скорее в стиле Кьеркегора.

11. Карл Ясперс, Александр Кожев и покаяние нации.

Независимый философ и честный интеллектуал Карл Ясперс сыграл решающую роль в движении послевоенной Германии в сторону национального покаянии (за что поначалу в некоторых кругах был объявлен национальным предателем).  Для Германии это событие стало началом исторического возрождения. Но мало кто знает, что на великого Ясперса в своё время повлиял его аспирант из России Александр Кожевников, который под его руководством разрабатывал тему, которую выбрал сам: Владимир Соловьёв о конце истории и о неразрывном единстве философского мышления и нравственного выбора. Сам же Кожевников, блестяще защитив эту работу в Германии, перебрался в Париж, где надолго стал (уже под фамилией Кожев) властителем дум французских интеллектуалов.

 

Александр Васильевич Кацура, родился 27.05.1941 – писатель и учёный, член-корреспондент Российской экологической академии, член Союза российских писателей, писатель-фантаст, специалист по истории и философии науки, кандидат философских наук, член Международного художественного фонда, член редколлегии международной энциклопедии «Глобалистика» и журнала «Век глобализации», автор более 200 научных работ и более 100 произведений прозы, в том числе 15 книг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Контакты

Адрес:119049, г. Москва, ул. Крымский вал, д. 8, корп. 2.

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.       Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Отдел кадров: 8 (499) 238-44-57

Секретарь: 8 (499) 238-21-00

Приемная комиссия: 8 (499) 238-21-00 

Музейно-выставочный комплекс: 8 (499) 238-22-04

Физкультурно-оздоровительный комплекс: 8 (499) 230-35-33

Отделение дополнительного образования: 8 (499) 230-33-78   Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Служба технической поддержки: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Информационная поддержка: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Политика конфиденциальности и согласие на обработку персональных данных

Лицей в соц.сетях

 Официальная страница МАХЛ РАХ

 

 Твиттер

 

 ВКонтакте

 

 Музейно-выставочный комплекс МАХЛ РАХ